воскресенье, 28 февраля 2016 г.

Игорь Федорович Стравинский


17 июня 1882 года родился один из основоположников мировой музыкальной культуры ХХ века Игорь Стравинский. Творчество композитора, вобрав в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи, открыло новое музыкальное культурное пространство.

Будущий композитор родился в семье русского певца польского происхождения Фёдора Стравинского и певицы Анны Холодовской. С девяти лет он брал частные уроки фортепиано. В 1909 году, после окончания гимназии, он поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и начал самостоятельно изучать музыкально-теоретические дисциплины. С 1903 года Стравинский брал уроки у Николая Римского-Корсакова, под его руководством своего им были написаны первые сочинения - скерцо и соната для фортепиано и сюита для голоса с оркестром "Фавн и пастушка".
Сергей Дягилев, оценивший талант молодого композитора, предложил ему написать балет для постановки в "Русских сезонах" в Париже. Для него Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). В эти годы Стравинский попеременно жил в России и Франции. Тогда балетная труппа Дягилева танцевала в Европе под музыку Стравинского в постановках Фокина и Нижинского с декорациями Головина, Бенуа и Рериха, можно сказать, что произошёл полный переворот в хореографическом театре. Это была наивысшая точка "прелестной эпохи" накануне катастрофы Первой мировой войны. Партитура балета "Весна священная" стала обновлением симфонической музыки во всём, что касается её звукового состава, ритма и оркестровки. На "Русских сезонах" в Париже и "Петрушка", и "Жар-птица" были встречены восторженно. Но иначе обстояло дело в Вене. Венский оркестр враждебно воспринял творение Стравинского. Музыканты пропускали репетиции, называя музыку "грязной".
Ещё больший скандал разразился по поводу "Весны священной". С первых минут представления в зале поднялся жуткий гвалт, зрители стали кричать, свистеть и топать ногами. Стравинский покинул зал, Дягилев, пытаясь успокоить публику, то включал, то выключал свет, а балетмейстер Вацлав Нежинский даже вступил в потасовку со зрителями. После премьеры Стравинский слёг на шесть месяцев, но не от нервного срыва, а из-за брюшного тифа, а уже через год музыка из балета прозвучала в рамках концерта и была оценена по достоинству. "Весна священная" стала поистине эпохальным произведением, к нему неоднократно обращались создатели культовых спектаклей, балетов, фильмов и даже мультфильмов. В 1975 году в Берлине была показана, пожалуй, самая известная интерпретация "Весны священной", в постановке известного хореографа Пины Бауш. В этом спектакле ей удалось передать тревогу, страх и панический ужас, скрытые в музыке Стравинского. "Интересно, каково это - танцевать, ни на секунду не забывая о смерти?", - писали о спектакле критики из New York Times.
Несмотря на известность и успех, материальное положение композитора оставляло желать лучшего. После войны Стравинский оказался в чрезвычайно тяжёлой ситуации, лишившись в октябре 1917 года источников финансирования из России. Много лет спустя произошёл анекдотичный случай: в Лондоне продавалось с молотка первое издание партитуры одного из ранних балетов Стравинского, какой-то старый седой господин всё время набавлял цену. В конце концов, партитура, действительно, досталась ему - за три тысячи фунтов стерлингов. Репортёры окружили покупателя. "Кто вы и почему решили купить партитуру, во что бы то ни стало? - Игорь Стравинский, - отрекомендовался он журналистам и добавил с улыбкой: - Я никогда не представлял себе, что за собственную партитуру придется платить вдвое больше того, что когда-то в молодости я получил за весь балет!"
В эти трудные времена, в разгар войн и катаклизмов, после долгих поисков, Стравинский в конце концов сумел найти мецената, и композитор создал известную "Историю солдата". С этой композиции в его творчестве начался неоклассический период. Кстати, усилиями Стравинского этот термин и вошёл в музыкальную практику, став всеобщей композиторской модой. Вслед за ним стали создавать музыку по моделям Баха, Генделя, Скарлатти, Моцарта, Гайдна. В 1920-е годы, когда все хотело вернуться на место после потрясений мировой войны, такая музыка имела поистине анестезирующее воздействие. В этот период Стравинским были созданы опера-оратория "Царь Эдип", балеты "Аполлон Мусагет" и "Орфей", мелодрама "Персефона", Симфония псалмов, кантата "Вавилон", балет "Пульчинелла", опера "Похождения повесы" и балет "Поцелуй феи".
В начале 1920-х Стравинский жил в Париже, но перед началом Второй Мировой уехал в Америку, где его судьба переплелась с судьбами известных исполнителей, композиторов, художников и поэтов. В 1947 году ему посоветовали позвать к себе в Голливуд для работы над либретто к опере "Похождения повесы" поэта Уистена Хью Одена. Оден к тому времени был знаком с произведениями Стравинского и являлся его поклонником, Стравинский же не знал ничего ни об Одене, ни о текущем состоянии английской поэзии. Ему просто требовался либреттист для оперы по мотивам серии гравюр Уилльяма Хогарта, которые он случайно увидел на выставке в Чикаго.
На предложение кандидатуры поэта Стравинский ответил, что его не слишком интересует, насколько тот хорош, гораздо важнее, высокий он или низкий, потому как либреттисту придется жить у него на диване, а диван в кабинете не очень-то большой. Оден, разумеется, на диван не уместился, и спать ему пришлось в кресле. Впоследствии поэт жаловался, что работу сильно затрудняло наличие у Стравинского кота и 40 попугаев. Тем не менее, совместное творчество положило начало их многолетней дружбе. Ещё один великий английский поэт и почитатель Стравинского, Томас Элиот считал, что тот сделал для музыки то же самое, что Пикассо - для искусства. Элиот писал: "Стравинский обладает уникальным даром трансформировать варварские крики современности в музыку". Композитор в свою очередь был поклонником Элиота, и после его смерти даже начал сочинять реквием, но успел закончить только вступление к нему. Правда, свидетель их встречи, писатель Стивен Спендер, вспоминал, что, когда они встречались, им совсем не о чем было поговорить - разве что о своем здоровье и терапевтических свойствах алкоголя.
В 1962 году Стравинский приехал в Советский Союз - впервые после своего отъезда из России. Композитор дал несколько концертов в Москве и Ленинграде, которые прошли с огромным успехом. Хрущёв даже лично с ним встретился и предложил остаться, но Стравинский отказался. Впоследствии он написал: "Я такой же русский, как и вы, и никогда не был эмигрантом.. Моя жена была слаба здоровьем и только поэтому я не мог оставаться там более". Последнее своё произведение (инструментовку двух духовных песен Гуго Вольфа) композитор написал на немецком языке. Между прочим, в истории музыки Стравинский стал уникальным примером композитора, писавшего на шести языках, помимо родного русского - английском, немецком, французском, итальянском, латинском, и даже на иврите.Стравинский прожил 89 лет. Он на десятки лет пережил своих сверстников - Бартока, Веберна и Берга, во всей мировой музыкальной истории он второй долгожитель после Сибелиуса, но тот замолчал за 28 лет до кончины, а Стравинский своё последнее произведение создал в 85 лет. Когда за четыре дня до кончины Игорю Фёдоровичу нужно было подписать какую-то бумагу, он, глядя на жену, вывел вместо подписи: "О, как я люблю тебя!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий